Имена российских шоколатье пока не так известны, как зарубежных, однако эти люди есть и знать их, как минимум, необходимо. Остановимся на некоторых из них.
В Казани работает Антон Куликов, основавший там марку Ritchis еще в 2008 году. В Перми творит Михаил Белобабов, основатель марки Couverture. Мария Тростенцова, основатель «Златы Розман».
Здесь нельзя не упомянуть Дмитрия Матейчика, директора проекта chocolatier.ru (подробнее об этом в статье «Шоколатье и шоколад ручной работы в Сети»).
Бизнес вблизи
Особенность российского бизнеса – стремительное расширение границ. Чтобы бизнес выходил хотя бы в ноль, шоколатье вынуждены осваивать не только свой регион, но и соседние. Вот и открывают они повсеместно франшизы. А каждый франчайзи рано или поздно начинает мечтать о своей собственной марке.
Непосвященным работа шоколатье кажется донельзя приятной: лепи себе шоколадные туфельки, придумывай экзотические начинки для конфет да экспериментируй с декорированием. Однако без ложки дегтя в бочке шоколада 🙂 не обходится. Российские шоколатье сталкиваются с проблемами, о которых их зарубежные коллеги и не думают.
Проблема №1. Отсутствие культуры потребления шоколада ручной работы
В целом культура потребления шоколада в России абсолютно не сформирована. За границей купить по дороге с работы двести граммов конфет ручной работы – обычное дело. У нас же такой шоколад покупают или в качестве подарка, или на праздник, или гурманы, которых пока немного.
Проблема №2. Трудности в сбыте продукции
Не готов еще наш народ часто и помногу покупать дорогой шоколад. А шоколад ручной работы это всегда дорого. Потому что эксклюзивно. Это не очередная плитка «Альпен Голда» или «Милки». Настоящих ценителей шоколада у нас немного. Продавцы каждой торговой точки знают постоянных покупателей в лицо. Ситуацию спасает лишь освоение соседних регионов.
Проблема сбыта наблюдается даже в Москве, где, казалось бы, ее вообще быть не должно – публика там явно более платежеспособна, чем в той же Пензе. Например, руководитель компании Frenchkiss Татьяна Борискина, отмечает, что помимо 10 торговых точек в столице у нее ведутся продажи в 14 городах РФ. И только при таком раскладе бизнес приносит доход.
Проблема №3. Отсутствие VIP-покупателей
Люди, разбирающиеся в шоколаде, давно нашли возможность заказывать его из-за границы. И удивить их весьма сложно. Нужно «бить» по нескольким фронтам одновременно: предлагать эксклюзивное качество, арендовать бутик, вкладываться в инфраструктуру. А все это требует денег.
Радует, что все эти препятствия не сломили самых страстных поклонников шоколада, желающих нести «вкусное, вечное, шоколадное» в массы.
Автор: Korena (Карина)